banner

ПЕДАГОГИ
ЦЕНА ЗАНЯТИЙ
Абонемент на месяц для детей
2000 руб.

Абонемент на месяц для взрослых (2 раза в неделю)
2500 руб.

Абонемент на месяц (практика)
3000 руб.

Абонемент на месяц для взрослых (группа и практика)
3500 руб.

Разовое посещение группы
400 руб.

Разовое посещение практики
250 руб.


Главная » Статьи » История и разновидности ирландских танцев

История и разновидности ирландских танцев

t1@6e2f429a-2827-4d37-a8d5-af8c2c3056b1Вряд ли какая-нибудь еще страна  в мире, кроме Ирландии, может похвалиться столь богатым, оригинальным и разнообразным миром танцевальных культур. Весь мир с интересом и восхищением наблюдает за ирландскими танцевальными шоу, которых за последние годы появилось огромное количество.

Наиболее популярными в России стали такие эффектные шоу, как «Riverdance» и «Lord of the Dance». В Ирландских танцах есть что-то притягательное, необъяснимо завораживающее, можно сказать, что-то волшебное.

Исторические сведения об ирландских танцах

Своими корнями история традиционных ирландских танцев уходит во времена, когда на территории современной Ирландии проживали кельтские народы – галлы, которым удалось основать свое государство уже в начале V века до н.э. Этот народ проживал практически по всей Западной Европе, а к середине III столетия н.э. галлам удалось добраться до Ирландии.

Наиболее древний вид ирландских танцев, известный в наши дни, называется «Sean-Nos». Его танцевали кельты, которые проживали на территории Британских островов начиная с 2052 года до н.э. В конце XII столетия благодаря влиянию нормандской культуры у ирландцев появилась традиция водить хоровод, в центре которого обычно стоял певец. К XVI веку танец дошел и до верхнего сословия – тогда танец стал неотъемлемой частью приемов и праздников и во дворцах.

В начале XVIII столетия благодаря странствующим учителям танцевального искусства было заложено основание двум популярным на сегодняшний день видам танцев: группового и сольного исполнения. В середине V столетия Святым Патриком ирландские земли были объявлены христианскими. В первой половине XVIII столетия ирландская культура переживала сильнейший гнет, из-за чего достаточно длительный период свои традиционные танцы ирландцам приходилось исполнять только так, чтобы никто не мог донести о нарушении тогдашнего запрета, то есть под грифом «совершенно секретно», ведь даже за короткий танец можно было заплатить собственной жизнью. Христианские церковные служители тщательно следили за тем, чтобы никто не исполнял национальные танцы, так как духовенство считало их «сатанинскими» и «несущими горе «. По мнению некоторых историков, фиксированное положение рук на талии в ирландском традиционном танце, являющееся  на данный момент характерной его чертой,  появилось именно вследствие того, что христианский мир вынес решение объявить взмахи руками в танце несущими разврат.

image

С течением времени Англия, завоевывающая близлежащие территории, расположенные с ней по соседству, начала вести активную политику жестокой тирании по отношению к захваленным народам, превращая их в колонии. Для этого было необходимо уничтожить культуру захваченного народа, чем и занималось английское правительство – оно угнетало родную культуру колоний и насильно насаждало новую. В процессе англо-колонизационной политики ужесточались меры по отношению к ирландской культуре. Законы тирании, введенные английским правительством в конце XVII столетия, исключали хоть малейшую возможность обучения жителей Ирландии чему-либо, в том числе нельзя было брать или давать уроки музыки и танца.

Все это поспособствовало тому, что практически два века танцевать, учиться или учить танцам ирландцам приходилось исключительно тайно. Несмотря ни на что культура танца продолжала свое существование в  тайных уроках, которые давали переезжающие с места на место мастера танца, чаще всего эти учителя передвигались по небольшим деревням и селам, в которых они организовывали  большие сельские вечеринки. Посетив такой праздник, люди могли танцевать, петь и общаться, что придавало им сил и наделяло оптимизмом. Люди с нетерпением ждали в своем селении учителя танцев, а принимать мастера в своем доме вообще считалось большой удачей. Честью принимать у себя в доме такого большого гостя, как правило, удостаивались наиболее материально обеспеченные жители села или деревни. Учитель жил около месяца в одном месте, а после переезжал в следующее, где его уже очень ждали. Именно благодаря таким бродячим мастерам танца мы знаем ирландский танец таким, какой он существует сегодня. Именно эти смелые люди сохранили и донесли до наших дней национальные танцы Ирландии.

Боевые-танцы-ирландский

В конце XVIII – начале XIX веков в ирландских селах и небольших городках обрели популярность танцевальные битвы – по центру танцевальной площадки ставили пирог внушительных размеров, а вокруг люди соревновались в искусстве танца, и тот, у кого был лучший танец, забирал свой вкусный приз. Такие соревнования сплощали и радовали людей, ведь, как правило, победитель угощал пирогом всех присутствующих, то есть получался своего рода праздник: сначала люди от души танцевали, а после дружно пили чай.  Люди очень любили наблюдать за сольным исполнением танцев, которые получили название «Sean-nos». Его,  как правило, танцевали ирландские мастера танца. Танцуя же группами по несколько человек, люди переделывали на свой лад французскую кадриль и котильон.

Началом современных ирландских танцев принято считать последние годы XIX столетия. Считается, что с созданием Гэльской Лиги начался период современной культуры, в том числе и танцев Ирландии. Перед Гэльской Лигой стояла задача: сохранить и развивать ирландский язык и культуру, музыку и танцы. Они тщательно работали как над сохранением и обогащением тех традиций, которые существовали на тот момент, так и над искусственным объединением некоторых традиций в рамках нового, зачастую противоречивого, но общих положений и правил для всех. Этот спорный, но как оказалось, достаточно правильный подход был очень удобен для увеличения эффектности и зрелищности танцевальной культуры.

wpid-ce1138752c311f828c6469c527e00cd2

Создание Единой Комиссии по Ирландским Танцам произошло в 1929 году. Эта комиссия разработала и установила единые правила исполнения танцев, организации соревнований, а также были разработаны система судейского оценивания. Результатом работы данного органа явилось значительное изменение техники танца. Танцевальным школам была предоставлена возможность использования больших залов и широких сцен. Танцорам больше не нужно было ограничивать себя в пространственных площадях и движениях, что поспособствовало обогащению ирландских танцев большим количеством новых шагов и прыжков, в том числе появились проходки по всей сцене. До конца было закреплено правило о положении рук строго параллельно телу. Но даже на сегодняшний день еще остались некоторые другие расположения рук во время танца. В 30 годы прошлого ХХ столетия благодаря Гэльской Лиге женщинам было предоставлено право преподавания танцев – теперь они могли официально занимать должность хореографа в школе танца, вести танцевальные кружки и преподавать частные уроки танца. Также женщины стали намного чаще принимать участие в различных танцевальных конкурсах, соревнованиях и шоу.

Различные виды танцев Ирландии

Ирландские танцы подразделяются на три основных вида: сольные, кейли и сеты.

Сольные танцы обычно позиционируется как зрелище, которое обычно готовят мастерами как часть соревнований. Такие танцы требуют высокого уровня квалификации, хорошей подготовки и многолетнего опыта.

Кейли – это вид танцев, основанный Гэльской Лигой, в который входят фольклорные ирландские пласты – длинный танец в линию и танец в кругу, а также несколько танцев, которые были созданы искусственно. Отличительной чертой танцев кейли являются разнообразные прыжки и руки, зафиксированные вдоль тела.

Сет-танец появился после возращения ирландских солдат с войны Наполеона – они увидели во Франции кадриль, этот танец им очень понравился, и они привезли его в родные края. Кадриль в переводе означает «квадрат», то есть молодые люди становятся  парами так, чтобы получился квадрат. Французский танец кадриль, но более ритмичный и живой, с добавлением ирландских движений – это и есть ирландский танец сет.

Первоначально национальные танцы в Ирландии исполнялись исключительно мужчинами. И когда начали танцевать степ, несмотря на то, что это был парный танец, женщины в нем не участвовали. Но на сегодняшний день степ танцуют как представители сильного пола, так и представительницы слабого пола. Но как ни странно, полный аншлаг имеют выступления с исключительно мужским набором танцоров – почему-то ирландцам чисто мужской степ кажется более зрелищным и эффектным. Обычно когда заявлен такой танец в программе, то в  зале не остается ни одного пустого места. В последнее время в Ирландии стало очень популярно танцевать на носках. Для этого танцоры надевают специальную обувь и танцуют в балетно-пальцевой технике. Прыжки и шаги на носках, пусть даже в жесткой, предназначенной для их исполнения обуви, запрещены детям, которым еще не исполнилось 12 лет.

На данный момент ирландские танцы все больше и больше набирают популярность. Школы танцев, в которых есть ирландские национальные танцы, имеют большой успех, причем не только среди жителей Ирландии, но среди многих других граждан по всему миру. Ежегодно огромное количество профессиональных или начинающих танцоров стремятся принять участие в одном из четырех крупных соревнований – Национальном чемпионате Америки, Всеирландском чемпионате, Чемпионате Великобритании и Чемпионате мира. Уже сложилась многолетняя традиция, что Чемпионат мира проводят в Ирландии, сюда приезжают десятки тысяч танцоров, которые рассчитывают, что хороший результат выступления на Чемпионате может дать шанс на начало прекрасной карьеры.

26.03.2015